May
3
Мобильный маркетинг в России в 2011 году
В этом году нас ожидает очень интересная ситуация в тусовочке интернет маркетологов. Если в прошлом году трендом были социальные медиа, то сейчас это уже банальность и совсем не модно. Так что же тогда? На Западе новый тренд: мобильный маркетинг. Заводятся новые бложики на эту тему, пишутся миллионы одинаковых статей в стиле: «100500 способов улучшить что-нибудь», в общем, есть мобильный маркетинг, и есть куча людей, к нему неравнодушных. Однако в России не все так просто. На мой взгляд, у нас мобильный маркетинг трендом не станет, и в этой заметке я объясню, почему.
В этом мне поможет статистика. Море статистики.
На 2010 год проникновение мобильного интернета в России по версии ФОМ такое:

По версии TNS, и того меньше: около 10 млн человек ежемесячно и около 3 млн человек ежедневно.
К началу 2011 года не сильно что-то поменялось:
Но на этом потенциал мобильного интернета до конца не изучен. Дело в том, что, если верить той же статистике, обладателями смартфонов, с помощью которых вы собираетесь показывать свои объявления или умолять людей зачекиниться в вашем магазине, является не так уж и много людей:
Статистика по обладателям iphone вообще очень печальна, конечно, когда общаешься с smm-щиками, то кажется, что у всех вокруг айфоны 4Г, но в реальности все не так.
Но и это еще не все: казалось бы, если у тебя новый модный айфон 4Г, тогда ты точно должен тащиться от foursqaure и ему подобных сервисов, однако это не так. Мобильным интернетом на смартфонах пользуется только 16% человек. Как вам такие потенциальные показатели охвата этого канала?
Внимание вопрос: зачем тогда нашим людям в принципе может нужен мобильный интернет? В основной своей массе они просто общаются, используя мессенджеры – 63%. Ни о каких «чекинах», серфинге в интернете или еще чем-то, куда можно приткнуть баннерок, речи нет.
Еще одной проблемой мобильной рекламы в России является отсутствие рекламных платформ. На Западе есть развитые баннерные сети для мобильных сайтов и приложений. Например, сеть Millennial Media включает в себя ресурсы: Word With Friends, Accuweather, Flightview, CBS, AOL, Mashable, Pandora People, PhotoBucket, Travel Channel and Pro Football Weekly и другие мобильные сайты и приложения. Представляете себе аудиторию такой платформы? Есть также IAd, отдельно для айфонов и множество других. Даже если вы придумали какое-то гениальное приложение или сайт, то вы просто не сможете показать их людям. Никаких нормальных способов продвижения вашего сервиса, кроме ваших собственных медиа, у вас не будет. Или вам придется напрямую договариваться с владельцами российских популярных приложений.
Если всего этого вам еще недостаточно, то вот еще одно интересное исследование на тему кликабельности мобильной рекламы. Оказывается, 47% людей, кликающих на баннеры в мобильном интернете, делают это случайно.
Почему же все так на Западе возбуждаются от мобильного маркетинга? А все дело в том, что помимо уровня проникновения и частоты использования этого канала, у него есть одна интересная особенность. Люди пользуются мобильниками прямо в магазинах, то есть на местах продаж. Каким образом и зачем? Очень просто: люди сканируют с помощью специальных программ бар-коды товаров, которые им понравились и узнают, где в интернете дешевле их можно купить. У нас, к моему сожалению (меня как потребителя), таких функций еще не существуют. По исследованиям Google, более 70% людей занимаются подобного рода деятельностью на местах продаж .
Вы все еще хотите сделать крутое рекламное приложение для айфона или айпада?
| В Мой Мир | ||





View Comments "Мобильный маркетинг в России в 2011 году"
Митя, во многом все логично, с трендом глобальным согласен, но мне кажется не все печально и все же можно говорить о годе роста интереса к мобильному маркетингу как минимум. Возьмем, например, Украину. По оценкам коллег у нас сейчас порядка 350к+ устройствами на базе iOS и Android (Бада, Симбиан и пр. пока даже не рассматриваем). Это то, что хоть как-то удалось официально просчитать, хотя думаю реальная цифра больше.
Показатели не самые радостные для того, чтобы ставить мобильный маркетинг в центр коммуникации, но и делать их одним из инструментом для влияния на потенциальную ЦА массы брендов уже можно, Хотя мы понимаем, что даже из этих пользователей мобильным Интернет будет круто, если пользуется 30-40%. Как минимум, уже есть реальный повод, чтобы развивать сегмент и учить рынок как рекламодателями, так и ОПЕРАТОРАМИ, которые сейчас все активнее дарят бесплатный доступ к социальным сетям и гигабайты. Другими словами, нам нужны драйверы. В Украине бренды все активнее экспериментируют с включением мобильного маркетинга в медиамикс и качество интерактива и инструментов растет.
Отличная модель пропаганды мобильного маркетинга и своей платформы у того же Форсквер – сделав партнерство и помощь брендам по включению геолокационного сервиса частью маркетинговой программы, он получил тысячи процентов роста за год практически из ничего. И даже не нужно сравнивать, что “там” все иначе. Хочется делать то, чтобы и у нас (и у вас:) в этом году получилось сделать что-то подобное тому, как сегодня брендами воспринимаются те же “социальные медиа”. В их перспективу тоже ведь не все верили…
Разве не существует? Яндекс недавно выпустил что-то такое: http://mobile.yandex.ru/market
“недавно” надеюсь они будут развиваться, пока непонятно как это работает, буду пробовать
у меня другая позиция. большинство брендов, с которыми приходится работать откровенно массмаркетовые, как бы они не говорили, что они на молодеж и early adopters. не знаю сколько человек проживает в украине, но более чем уверен, что цифра в 350 000 пользователей смешная в масштабах всей аудитории.
т.е. позиция в игнорировании инструмента как такового?
мобильный маркетинг – это не только интеренет. sms получать могут все. а это уже совеем другой охват. правильные контент-провайдеры собирают всю информацию по акциям и могут делать очень качественные рассылки.
по приложениям для сравнения цен – есть http://hotline.ua/mobile-app/
нет, моя позиция такова, что надо использовать с умом. реально ситуации, когда нужно что-то в мобильном очень редки
вы собираетесь предложить большому уважающему себя бренду спамить людей смс рассылками?
по поводу приложения для сравнения цен, прочтите еще раз тему поста
Добрый день!
Прочел заметку с интересом, потому как сам продвигаю тему “Мобильного Маркетинга” в Рунете http://www.infoPraktik.Ru/mm
1. Не смотря на название “Мобильный маркетинг в России в 2011 году” почему то всё сведено исключительно к мобильному интернету и мобильным приложениям – а это всего лишь часть Мобильного Маркетинга и пока еще на самом деле не самая сильная. И даже здесь тренд заметен – погуглите, если хотите, отчет “За год мобильная аудитория веба выросла на 19%”
2. Мобильный Маркетинг – это Маркетинг с использованием Мобильных Устройств, то есть с использованием каналов и сообщений, доступных через эти устройства. В статье остались за бортом СМС и голосовые сообщения.
3. Не нужно считать СМС спамом, если правильно сделана подписка и отписка в любой момент. А уж по мощности этого канал с ним рядом вряд ли что-то можно поставить: прочтение в течение 15 минут от получения, при правильной Акции отклик от 10% до 15% против 1%-1,5% в e-mail, которые еще и не читают.
4. Насчет QR-Кодов – вы сможете их считывать вашим телефоном почти любой даже старой модели в течение 10 минут, если захотите, вот здесь описано, как просто это сделать:
http://infopraktik.ru/mobilnyj-marketing-i-primenenie-qr-kodov/
Желаю всем читателям успешного мобильного и немобильного маркетинга!
С уважением,
Михаил Тришин
не хочется вступать в холивар, но все же, видимо, придется.
1. цифры роста в процентах смешной показатель. вчера чем-то пользовалось 10 человек, завтра 20, прирост в 100%. при том что изначально цифры маленькие, проценты всегда будут внуштельными.
2. согласен. СМС можно поделить на две части – спам и подписка, когда пользователь согласился получать что-то от бренда. первое просто никто делать не должен, второе относится к CRM, и рассматривать его надо с этой точки зрения.
3. правильно или неправильно никого не интересует, если я не давал своего согласия на это, то это спам.
4. это я вообще не понял про что.
Насчет “4. это я вообще не понял про что”. – У вас же написано:
“Люди сканируют с помощью специальных программ бар-коды товаров, которые им понравились и узнают, где в интернете дешевле их можно купить. У нас, к моему сожалению (меня как потребителя), таких функций еще не существуют.”
Вот и вам и функция, как потребителю
Сканируйте на здоровье!
сканирование работает, не развита услуга сравнения цен офф-лайн ритейла с онлайн магазинами
Митя, ты чего. Мобильный маркетинг – тема начиная с середины 2012 года, не раньше.
На западе просто платформу готовят. Социальные медиа будут главной темой еще 1.5 года, никуда не деться.
я на опережение
На опережение, как раз бы, ПОТЕНЦИАЛ увидеть
Уже ссылки в каментах давали на Applications (Приложения Android и iPhone) сравнения цен:
http://mobile.yandex.ru/market
http://hotline.ua/mobile-app/
+ вот еще один:
http://pres-reliz.ru/pr6/1945-vybrali-horoshuyu-knigu-podozhdite-ne-pokupayte.html
Это уже тренд. Сервисы и приложения появятся. Когда-то и видеомагнитофон был диковиной, да еще и недешевой диковиной
Когда мы первый СМС-сервис делали, на нас тоже смотрели, как на идиотов: что с подпиской-отпиской? Неееет нам бы проспамить несколько тысяч номеров мобильников… К счастью, времена меняются…
Про отсутствие платформ в РУ – это вы загнули. Наш Вапстарт с 1 ярдом рекламных запросов в месяц – это не интересно?
насчет айфонов и андроидов – на них свет клином сошелся? посмотрите статистику той же оперы по моделям, вы сильно удивитесь. И цифра в 15М ИХ месячной аудитории, которую они называли в прошлом году на РИФе – тоже никак не бьется с данными TSN. И это именно БРАУЗЕРНЫЕ просмотры
увидеть потенциал это прекрасно, но когда работаешь с брендом, у которого ЦА исчесляется 10-ми миллионов человек, приложение для айфона с потенциалом в 10 000 пользователей в лучшем случае выглядит смешным.
про вап интернет здесь я не говорю, это отмирающая штука почти без рекламных возможностей.
на айфонах свет сошелся потому что у бренд менеджеров айфоны
У меня уже год стоит на андроиде приложение со сканом бар кодом и при желании могу делать тоже самое, что забугорные пользователи.
Так что у нас СУЩЕСТВУЮТ такие функции, ненада)))
круто! а почему не делаешь?
Вы бы хоть разобрались, что ли ) вап интернет – это что? нокия симбиан телефоны – это вап интернет или нет?
про “почти без рекламных возможностей” – я вас расстрою, наверное, но возможности оч похожие, что на айфоне, что на симбиане или последних моделях бюджетников. тот же html4 + JS и цветная анимированная графика
с удовольствием разберусь с вашей поомщью. есть какие-то исследования, кейсы, цифры, примеры?
Есть конечно )
Например, статистика по модельному парку и их основным возможностям. вот, например: http://www.top.wapstart.ru/report/
кейсы: http://wapstart.ru/portfolio/completed_projects/, там не все, попрошу сейлов подготовить список компаний, которые запускались НЕ на айфон/андроид
я правильно понимаю, что это статистика запросов к сетке сайтов? тоесть это не уникальные посетители даже и они еще и пересекаются между собой.
и еще очень интересно зачем вы рекламируете айфон приложения в вап интернете, тоесть для тех у кого точно нет айфона?
Спамить нельзя – нехорошо. А вот информировать – надо обязательно. С согласия получателя, если следовать законам и кодексу мобильного маркетинга. Это – совсме не одно и то же. И задачи разные и эффективность
“буду пробовать” – с этого и надо начинать
Щодо статистики по ОС, то це звичайно круто, що у вас число таке велике, але користуватися телефонами вміє лише невеличка кількість людей з цих 350к. Тому що можна рекламувати на масову аудиторію – не ясно
я ничего не понял