Фальсификации не только на выборах

С недавнего времени в интернете крайне популярна тема фальсификаций. Несмотря на то, что наша общая маркетологическая или рекламная тусовочка никакого прямого отношения к выборам не имеет, к фальсификациям отношение мы все имеем. К сожалению, тема маркетинга в социальных медиа всегда была довольно тесно переплетена с темой накруток, «ботоводства» и другими схожими понятиями.

Довольно часто в сообществе возникали вопросы, приподнимающие завесу, за которую никто особо не хотел заглядывать.Например, разбирательство с невероятным ростом числа фанов Nokia в Facebook. Не всегда такие примеры отражают реальное положение дел, и не всегда большое количество фанатов в том или ином сообществе означает большое количество ботов.

С другой стороны, вопрос о числе реальных или нереальных пользователей в любой группе является очень важным для владельцев этой группы (то есть представителей бренда), т. к. ничего кроме этих цифр сама группа чаще всего не отражает. А если цифры еще и сфабрикованы, то и без того непонятная ценность такой группы для бренда становится отрицательной.

Поэтому вопрос о количестве реальных людей в группе мне кажется очень интересным и важным. Но вычислить нереальных пользователей почти невозможно, если только проверять всех в ручном режиме, что довольно сложно и затратно.

Недавно мне достался доступ к новому сервису Система Ниппель, который позволяет проводить анализ статистки различных сообществ в ВКонтакте, без получения доступа к внутренней статистике социальной сети. При помощи простых технологий сервис проверяет любую группу и ее членов на различные параметры, связанные с профилями участников и уровнем взаимодействия в группе. Сейчас сервис дорабатывается его создателем Алексеем Цверовым, но уже доступен для первоначального тестирования, с помощью которого было сделано это небольшое исследование. Цель исследования — выявить число некачественных пользователей в топ-группах брендов в социальной сети ВКонтакте. Для определения таких групп мы решили воспользоваться ранее подготовленным агентством Grape рейтингом. Вот список сообществ, которые мы проверяли.

Сервис собирает статистические данные об участниках,  проверяя каждого пользователя по параметрам. В данном случае нас интересовало 3 свойства, которые позволяют косвенно определить некачественного пользователя:

  • Является ли пользователь заблокированным администрацией ВКонтакте
  • Обладают ли аватаркой оставшиеся в группе пользователи
  • Сколько в группе участников, совершивших 3 и более любых действий за все время ее существования (Ядро 3+)

Таким образом, после простейшего анализа статистики мы увидим количество условных «ботов» или полностью неактивных аккаунтов (заблокированных или без аватарки) и процент активных участников в группе от общего числа.

Вот какие данные мы получили по итогам сбора информации и анализа:

Некачественные участники – пользователи, заблокированные администрацией ВКонтакте плюс пользователи без фотографии.  На таблице видно, что ни одной из топовых групп не удалось полностью избежать «заражения». Скорее всего это связано с большой активностью самих ботов в социальной сети и их попытками имитировать реальных людей. Для больших групп количество ботов около 10% — хороший результат, а 20% — некий стандарт. Все остальные значения указывают на возможные проблемы с качеством участников.

По второму критерию — Ядро 3+ видно, что процент активных участников в группах очень невысок. С учетом того, что данные были получены за все время ведения групп, можно говорить о том, что на ежемесячной основе количество активной аудитории будет еще меньше.
После изучения этих данных я бы рекомендовал брендам и агентствам, владеющим этими группами, воспользоваться сервисом и определить, какие именно пользователи выглядят вот так:

Потом вычистить их ручными или автоматическими средствами. После этого проанализировать, на какой именно контент больше реагируют пользователи, не входящие в категорию активных пользователей, чтобы вовлечь в общение с брендом остальную, большую часть собранной аудитории.

В качестве корпоративного увеселения мы создали рейтинг тех же групп по числу реальных пользователей и активных пользователей.

Так же всю информацию я изложил в презентации, ибо так принято.


Tags: , , , , , , ,

1 Response to "Фальсификации не только на выборах"

  • Виталий Быков says:
Leave a Comment